Истоки и основы культуры Древней Руси в 12-м в.
В 12-м в. культура Руси находилась все еще на своей ранней стадии развития и представляла собой довольно сложный синтез двух религиозных систем, которые пытались вытеснить друг друга, — христианства, которое было принято немногим больше века назад и, несмотря на огромную поддержку государства, все еще не могло полностью завоевать умы людей, и язычества, которое никак не хотело уходить и было основой уклада и жизни многих племен, вошедших в состав Руси несколько веков назад. Процесс духовных и культурных изменений, связанных с принятием христианства, шел не очень быстро — во многих сферах человеческой деятельности все еще очень сильно было выражено влияние язычества, что вполне естественно, так как последнее служило культурной основой много веков. Язычество не уступало место христианству во многом благодаря тому, что племена, которые его исповедовали, не были варварами (как думали многие соседние государства), напротив, они имели свою развитую культуру, язык, письменность, изменить которую было очень непросто.
В результате в этот период наряду с христианскими мотивами в творчестве проглядывали и языческие мотивы — мотивы природы, уважения к земле, животным и птицам, что особенно ярко прослеживалось в различных ремеслах. Таким образом, культура разделилась на христианскую (к ней относились иконопись и зодчество) и языческую (народные ремесла).
Двоеверие просуществовало достаточно долго, чтобы породить новый тип культуры, соединяющий в себе самые разные мировоззренческие позиции. В крупных городах культура все чаще представляла собой христианский взгляд на мир, строилось огромное количество церквей, монастырей, на фресках изображались библейские мотивы. В то же время в более мелких поселениях можно было встретить редкие ремесла, которыми люди занимались несколько веков и которые представляли собой торжество языческого видения мира. Существовали регионы, где христианство не проявлялось никак, а люди продолжали жить по старому укладу.
Особенности культуры 12-го в.
Однако следует отметить, что, несмотря на двоеверие, христианство все прочнее входило в повседневную жизнь и дало огромнейший толчок к развитию культуры в Древней Руси. Больше всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11-м в. процесс насаждения грамотности получил новый виток, стало появляться все больше образованных людей, что не могло не отразиться на культуре и стало наиболее заметно в литературе.
Культура Руси в 12-м в. вслед за христианством переняла многие традиции из Византии и Греции. Основной принцип культуры этих стран заключался в том, чтобы показать человеку всю бренность его земного существования и обратить его взгляд на духовное развитие, духовную сферу в целом. Все чаще художники стали изображать сцены из Библии и писать картины, которые, по их мнению, относились к духовной сфере жизни, и все реже можно было увидеть на полотнах изображения обыденной жизни человека. Образы потеряли связь с реальностью и стали все более эфемерными — предпочтение отдавали священному, непостижимому, божественному.
Акцент в культуре в 12-м в. сместился от внимания к человеку как существу из крови и плоти к божественному духу, заключенному в каждом.
Архитектура 12-го в.
Зодчество и иконопись стали основными отраслями культуры, в которых было наиболее заметно влияние Византии и Греции, так как именно они были тесно связаны с религией и, в частности, с христианством. От Византии Древняя Русь переняла традицию строить храмы купольно-крестовой формы, первым из которых стал Софийский собор в Киеве (он имел 13 куполов), а затем был возведен Собор Святой Софии в Новгороде и другие, более мелкие храмы.
К середине 12-го в. зодчество Руси начинает потихоньку отходить от византийских традиций и принимать собственные черты, в частности большую помпезность и богатое убранство. Связано это было с развитием феодализма — каждый феодал стремился выделиться и строил на своей земле храм, который украшал как можно богаче, чтобы показать свое благосостояние соседям. Архитектура стала помпезной, яркой, изощренной, что совершенно не свойственно храмам в Греции и Византии. Примером таких храмов стали церковь Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире (украшен особой системой арок, что придает ему легкость и ажурность).
Живопись и иконопись в 12-м в.
Изобразительное искусство также развивалось под влиянием христианства. Все больше художники стали обращаться к созданию церковных фресок и мозаик, стала появляться русская школа иконописи со своими традициями и принципами, зародились первые мастера в этом жанре. Ярким примером изобразительного искусства того периода можно назвать мозаику Богоматери в Софийском соборе в Киеве.
Иконопись становится русской: стали появляться русские мастера, которые заняли место греков и византийцев, которых раньше нанимали для создания икон. Русские мастера постепенно перестают копировать технику и сюжеты своих зарубежных учителей и создают собственные работы, отличающиеся от традиционных греческих и византийских икон. В этот период появляются работы, ставшие известными на весь мир.
Литература в 12-м в.
Литература развивается не такими быстрыми темпами, как другие отрасли искусства, однако в этот период происходит важный толчок к ее дальнейшему процветанию. В основном в 12-м в. занимались переводами различных религиозных греческих трактатов и летописей, однако вскоре появляется и собственная летопись — «Повесть временных лет». После ее появления в литературе происходит огромный прорыв, появляются многочисленные жития святых, автобиографические записи, написанные уже самими русскими мастерами.
В этот же период появляется «Слово о полку Игореве» — произведение, которое считается основой всей русской художественной литературы.