В развитии русской культуры этого периода появились первые признаки подъема. Это было связано с объединением русских земель вокруг Москвы, которая стала центром развивающейся культуры.
Во второй половине 14-го в. и первой половине 15-го в. центральной темой становится борьба русского народа за свержение монголо-татарского ига. На смену былинным героям приходят конкретные исторические личности. Победе Донского над Мамаем были посвящены наполненные глубоким патриотическим смыслом произведения. В поэме «Задонщина» автор объединяет православный героизм с глубокой скорбью о погибших, этой же теме посвящается произведение «Сказание о Мамаевом побоище».
Во второй половине 15-го в. в русской литературе продолжается развитие жанра хождений (описание путешествий). Россия, высвободившись из-под татарского ига, начинает осваивать мир. Наиболее значимым произведением стало «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, достигшего Индии в 60-е гг. 15-го в. Наш соотечественник опередил великого Васко да Гама и первым купечествовал на берегу Малабара, беседуя с жителями о премудростях их веры.
Во второй половине 16-го в. в Москве открывается первый Печатный двор, в котором издается богословская православная литература. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславцев издают первую книгу «Апостол», ставшую настоящим шедевром средневекового печатного дела. Всего русскими первопечатниками было издано более 20 книг.
Большой литературный и исторический интерес представляют послания политических противников — Ивана Грозного и Андрея Курбского. В своем послании царь дает обоснование самодержавию. В памфлете «История о великом князе московском» Курбский обвиняет царя в тирании и неоправданной жестокости.
В 60-е гг. 16-го в. продолжает развиваться зарожденный на Руси в 11-м в. жанр летописаний. Написана «Степенная книга», в которой систематизируется история русских земель по поколениям царской династии, дается жизнеописание митрополитов начиная со времен Киевского государства. Создается Лицевой летописный свод, насчитывающий более 16 тыс. иллюстраций и охватывающий период от начала мира до середины 16-го в.
Значительным явлением в литературе этого периода стал «Домострой» Сильвестра (священника московского Благовещенского собора) — обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа.
Этот период ознаменовался работами великих русских художников — Феофана Грека и Андрея Рублева. Выходцу из Византии Феофану Греку в творчестве были свойственны эмоциональность и экспрессивность. Он работал в Новгороде, писал фрески в церкви Спаса Преображения, в 1405 г. расписывал в Москве Благовещенский собор.
Монах Троице-Сергиева монастыря Андрей Рублев в своем искусстве выразил основные идеи русского православия — внутреннюю созерцательность и спокойствие. Андреи Рублев вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире. Наиболее известная его работа — «Троица», написанная для собора Троице-Сергиевой лавры, — шедевр иконописного творчества.
К началу царствования Ивана 3-го в Москве не было ни одного по-настоящему величественного здания. Даже Псков, имевший к этому времени 60 каменных храмов, смотрелся более выигрышно.
Иван 3-й начинает интенсивное строительство в Москве. Он привлекает итальянских зодчих (Аристотель Фьораванти, Марк Руффо, Антонио Солари и др.). Опираясь на традиции русского градостроения, старую русскую архитектуру и черты стиля эпохи Возрождения, талантливые итальянцы совместно с русскими мастерами создали Успенский собор — архитектурный шедевр эпохи.
В 1485-1495 гг. начинается перестройка Кремля, возводятся кирпичные стены. Строятся Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, великокняжеский дворец — Грановитая палата. Архитекторы Барма и Постник закончили строительство на Красной площади собора Покрова на Рву (храм Василия Блаженного).