В конце 1990 г. российская внешняя политика потерпела ряд неудач, ослабивших позиции страны. Кризис в экономике и разложение государственной власти привели к падению международного престижа России. Это стало причиной разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.
В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остались благоприятные условия для развития. На страну не оказывалось внешнеполитическое давление и не было признаков подготовки внешней агрессии, имелись перспективы внутреннего развития, возможности интеграции в мировую экономику. Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно отвечать на изменения, происходящие в мире, адаптироваться и интегрироваться в него.
В течение длительного периода СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему Союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал.
Россия — крупнейшее в мире государство по природным ресурсам и территории, уникальность ее географического положения заключается в том, что она расположена стратегически выгодно и является мостом между Европой и Азией.
Традиционные связи (существенное влияние России в ряде стран и регионов) будут способствовать успеху становления экономики и политического значения государства.
Немаловажна и политическая воля современного российского правительства, которое отвергло все попытки сделать Россию ведомой страной. Держава сумела сохранить себя в качестве самостоятельной, политической и экономической величины в современном мире. Этому способствовала правильно выбранная ориентация и активная дипломатическая деятельность руководства.
События 11 сентября 2002 г. отчетливо показали способность руководства страны к быстрому маневру и переориентации внешней политики, а также подтолкнули Россию и США к партнерству и сотрудничеству на полях совпадающих интересов. Это привело к доверительности в отношениях. Однако это не означает, что Россия будет вести политику, полностью идентичную действиям США. У РФ есть традиционные приоритеты, экономические интересы и давние отношения с рядом стран.
В 2000 г. была принята новая концепция внешней политики РФ, где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства. Для обеспечения этой программы были определены основные цели:
- обеспечение безопасности страны;
- сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности;
- завоевание авторитета в мировом обществе, что в наибольшей мере отвечает интересам России как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;
- воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократичного миропорядка на принципах равноправных отношений между государствами;
- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики;
- повышение уровня жизни населения;
- проведение демократических преобразований;
- укрепление основ конституционного строя;
- соблюдение прав и свобод человека.
Последовательность внешней политики создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.
Российская внешняя политика способна сделать немало полезного для мира, и в этом стремлении нет места имперским амбициям.
Несмотря на нынешние серьезные экономические и социальные трудности, Россия, несомненно, сохранится в качестве одного из центров многополярного мира.