Земская реформа Александра 2-го — комплекс преобразований в системе управления уездными и губернскими землями, дающий им право созывать собственные органы самоуправления и самостоятельно заниматься решением хозяйственных вопросов в регионах.
Предпосылки и причины введения земской реформы
В 1861 г. была проведена крестьянская реформа и произошла отмена крепостного права, что повлекло за собой ряд существенных изменений в экономике и системе управления. Крестьяне, не привязанные больше к помещику, могли свободно перемещаться, создавать свои хозяйства и участвовать в общественной жизни. Для того чтобы новая экономическая система развивалась более активно и эффективно, необходимо было создать такую систему управления, которая бы отвечала местным нуждам и была приближена к экономическим реалиям региона. Ранее же регионы получали приказы из центра, которые зачастую были слишком отдалены от реального положения дел.
История создания и введения земской реформы в России
Идея земской реформы зародилась еще во времена Александра 1-го, однако до проведения раскрепощения крестьян строгой необходимости в ней не было. При Александре 1-м разработкой подобного проекта занимался Сперанский, которому было поручено провести крупные преобразования в системе государственного управления. Проект предполагал создание уездных дум, которые бы осуществляли управление на местах и были независимы в принятии решений от воли центра, это позволило бы значительно облегчить процесс управления огромной империей. Проект Сперанского был предложен Александру 1-му, однако воплощения в жизнь не получил.
Во времена «великих реформ» Александра 2-го проект Сперанского был взят за основу нового проекта реформ, однако в него были внесены существенные изменения. Но главная идея реформы — отдать управление регионами в руки самих регионов — осталась.
Содержание земской реформы
Земская и городская реформы должны были создать на местах органы местного самоуправления. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. создавало такие учреждения, как земские управы, земское собрание. В состав этих учреждений могли входить граждане любого сословия из местного населения.
Для того чтобы упростить процесс выбора членов совета и сделать его более систематизированным, были созданы курии — особые разряды, на которые делились все граждане, желающие участвовать в выборах. Курии разделялись по имущественному, национальному и другим признакам. Всего существовало три курии: курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей и курия от сельских обществ. Основная идея создания подобного разделения была в том, чтобы в органы местного самоуправления могли в равных частях попасть представители всех сословий. К сожалению, на практике все было сложнее.
Формально реформа предполагала, что в выборах мог участвовать человек любого сословия, однако было одно ограничение — право выбора регулировалось имущественным цензом. В результате в местные органы попадали представители высшего дворянского сословия, которые обладали значительным имуществом, а не крестьяне, у которых ничего не было.
Исполнительными органами при земских собраниях были местные управы. Земства и управы, однако, не получили всех тех прав, которые предполагала реформа. На деле они занимались решением не серьезных вопросов, а хозяйственных и бытовых дел уездов — строительством дорог, школ, больниц, внешним обустройством, заботой о скоте и т.д. Земства занимались также сбором налогов и средств на местные нужды.
Власть местных органов самоуправления была достаточно ограниченной, они подчинялись губернаторам, министрам и императору, так как дворянство боялось слишком большой самостоятельности регионов. Впрочем, положительный эффект все равно был достигнут, земства стали появляться по всей стране.
Итоги земской реформы
Несмотря на недостатки земской реформы, она все же оказала значительное влияние на экономику. Создание земств было активно поддержано гражданами и сторонниками конституционного строя, которые воспринимали эту реформу как зарождение демократического строя.
Земства помогли регионам значительно улучшить свою экономику, избежать многих проблем с управлением, существовавших со старой системой, а также освободили высшие государственные органы от решения мелких проблем.
Земская реформа считается одной из самых неудачных реформ Александра 2-го, так как она было непоследовательной и во многом несостоятельной, охватывала лишь некоторые стороны местного самоуправления, однако свои плоды она все же принесла.