Финансовые реформы (кратко)

Финансовые реформы Александра 2-го (финансовые реформы 1860-х гг.) — комплекс мер, направленных на реформирование существующей финансовой системы, чтобы сделать ее более эффективной и соответствующей новому типу экономики.

Предпосылки проведения финансовых реформ

Проведенная в 1861 г. крестьянская реформа освободила крестьян от зависимости и создала новый тип экономики, который остро нуждался в финансовой поддержке со стороны государства. Прежде всего необходимо было огромное количество средств на обеспечение выкупных операций (крестьяне при раскрепощении получали землю, которую необходимо выкупить у помещиков). Для того чтобы обеспечить бесперебойное проведение выкупов земли, нужны были огромные кредиты, а Россия не обладала достаточными запасами золота и валюты, чтобы все это обеспечить. Страна находилась в состоянии кризиса. Кроме того, в деньгах постоянно нуждалась транспортная система, так как индустриализация шла очень быстро и нужно было создавать пути сообщения между регионами. Дефицит бюджета рос с каждым днем, выпуск новых банкнот привел лишь к тому, что произошло серьезное ослабление валюты. Кризис развивался.

В 1860 г. для проведения крестьянской реформы был создан Государственный банк, который осуществлял выкупные операции благодаря огромному государственному займу. Крестьянин получал от банка крупную ссуду на 49 лет, чтобы выкупиться у помещика. Возврат полученных денег шел слишком медленно, чтобы поддержать экономику. Возрос еще и внутренний долг страны.

Государство и император понимали, что без срочного проведения финансовых реформ страна может надолго увязнуть в серьезном экономическом кризисе.

Содержание финансовых реформ

Главным идеологом новых реформ стал В.А. Татаринов, который и создал проект государственных преобразований, призванных поддержать экономику. Основная суть реформы заключалась в том, чтобы полностью переделать систему управления финансами в России, упорядочить ее работу и тем самым сделать более эффективной. До проведения реформ в системе управления финансами царил хаос, деньги постоянно куда-то исчезали, были огромные хищения и злоупотребления полномочиями, царил хозяйственный произвол. Ознакомившись с законопроектами ведущих мировых держав, Татаринов разработал новый законопроект.

Проведение реформы началось 22 мая 1862 г., когда были введены новые правила о составлении финансовых государственных смет. Чтобы избежать хищений и контролировать расход средств, все государственные ведомства отныне должны были составлять сметы, в которых подробно расписывали, на что расходуются поступающие деньги. Общая же смета государственных расходов составлялась в министерстве финансов, а затем утверждалась государственным советом и императором. После утверждения смета принимала статус государственного закона и публиковалась для общего обозрения.

В 1864-1868 гг. все доходы государства сосредоточились в новом органе — государственном казначействе, которое подчинялось Министерству финансов. Из касс казначейства средства поступали в различные государственные учреждения согласно заранее прописанным сметам и кассовым расписаниям.

Благодаря новой системе удалось навести порядок в работе финансовых организаций, полностью контролировать передвижение средств — деньги больше не терялись в недрах министерств и не попадали в карманы чиновников. Отчет обо всех операциях предоставлялся в Государственную Думу.

В 1865 г. были созданы органы местного финансового самоуправления — контрольные палаты.

Изменилась и торговля. Были введены акцизные марки сначала на алкоголь, а затем и на табак, заменяющие использовавшиеся ранее откупы. Для выдачи акциз были созданы специальные акцизные управления. Это также помогло снизить коррупцию.

Система налогообложения делилась на две части — косвенные налоги (неокладные сборы) и прямые налоги (окладные сборы).

Созданная Татариновым система дала отличные результаты, однако немаловажным было и то, что во время проведения реформы были уволены многие министры и чиновники. Император заменил их новыми, более лояльными и честными, по его мнению, людьми, которые могли бы существовать в новой системе.

Итоги и значение финансовых реформ

Предпринятые меры помогли сделать государственную финансовую систему более открытой и более эффективной. Велся строгий учет всех государственных средств, снизилась коррупция, деньги тратились на нужные и заранее обговоренные вещи, чиновники стали отвечать перед государством за каждый потраченный ими рубль. Благодаря новой системе государство смогло постепенно выбраться из кризиса и преодолеть негативные последствия раскрепощения крестьян и крестьянской реформы.

К сожалению, финансовые реформы были слишком непоследовательны, проводились урывками и им недоставало комплексности, поэтому они имели меньшую эффективность, чем могли бы. В частности, наряду с новой системой учета денег все еще действовала старая система налогообложения, которая сильно тормозила развитие. Кроме того, пришлось отказаться от проведения денежной реформы из-за недостатка запасов золота и серебра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: